пятница, 10 апреля 2020 г.


Игротренинг для родителей
«Развитие речевой деятельности дошкольников играми с сыпучими материалами».
Цель: повысить компетенции родителей в развитии речевой деятельности дошкольников играми с сыпучими материалами.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Особые дети, талантливые, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, — именно они ставят перед современной педагогикой задачи, до настоящего времени не виданные и пока не решенные. В растерянности находятся и семьи и образовательные организации. Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приемов, методов образовательно — информационной работы с подрастающим поколением. При этом необходимо учитывать и потребности семьи, т. е. создавать технологии, применимые и доступные в семейном образовании и воспитании.
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.
Одним из основных принципов  дошкольного образования  указанным в пункте 1.4.5. ФГОС ДО от 01.01.2014г., является  сотрудничество Организации с семьей.  Так, для повышения компетенции родителей,  нами был разработан и проведен игротренинг, направленный на развитие речевой деятельности дошкольников играми с сыпучими материалами.
Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
Педагогический взгляд на сыпучие материалы, такие как песок,  морская соль, манка и т.д. — довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.
Цель таких игр — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Её можно использовать в работе с детьми не только логопеду, воспитателю, но и родителям в домашних условиях начиная с трех лет.  Основная деятельность дошкольника — игра.  В ней он познает себя и окружающий мир, а игры с сыпучими материалами — одна из форм естественной деятельности ребенка. Замечено, что такие  игры стабилизируют эмоциональное состояние дошкольника. Играя, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке, манке, морской соли — животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.
Технология работы с сыпучими материалами многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи для педагогов, для родителей это отличное средство для укрепления  взаимоотношений с детьми. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку. Игра на песке, манке, или морской соли с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Во многих случаях игра выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.  Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка.
 С  целью формирования активной педагогической позиции, повышения  компетенции родителей в области развития речевой деятельности дошкольников играми с сыпучими материалами,  и развития творческого потенциала семей,  на нашем игровом тренинге мы предложили следующие игры:
Игра с песком: «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Содержание.
Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Игра с морской солью  «Дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Содержание. «морской стране» может идти необычный морской дождик и дуть морской ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет морскую соль  из своего кулачка на поднос, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на морскую соль  ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет морскую соль на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Игра с манкой «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Содержание.
  • «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на манку.
  • «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности манки, двигаясь в разных направлениях.
  • «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность манки волнистой (в разных направлениях).
  • «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в манку, встречаясь под манкой руками друг с другом — «жучки здороваются»).
  • «Кроказябла» — дети оставляют на манке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем воображаемой страны).
Проведенный нами  игротренинг для родителей «Развитие речевой деятельности дошкольников играми с сыпучими материалами» необходим для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого развития ребенка, знали о его индивидуальных особенностях и могли сами помочь своим детям дома — развивать и закреплять навыки, полученные на занятиях в детском саду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий